Новости
Как известно, без актуализации личностных сил в преодолении трудностей в учебе или работе не обойдется ни одно важное достижение в жизни любого человека. Особой поддержкой в этом может быть комплекс мероприятий регионального и муниципального уровней по повышению мотивации обучающихся, в том числе, к изучению предметов естественнонаучного цикла, а также последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей.
Поэтому развитие гибкой системы непрерывного естественнонаучного образования инженерно-технической направленности на основе роста профессиональных компетенций педагогов, повышения предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающихся рассматривается в регионе как приоритетное, реализуемое в образовательных организациях Тюменской области.
В феврале-марте 2017 года Департаментом образования и науки Тюменской области была проведена серьезная работа по формированию комплекса мероприятий («дорожная карта»), нацеленных на совершенствование физического образования и достижение результативности в организации работы с высокомотивированными обучающимися образовательных организаций Тюменской области. Реализация этого проекта предполагает объединение усилий и выработку логистики взаимодействия различных заинтересованных сторон (ведомств, организаций, физических лиц) для оптимального использования, перераспределения и поиска дополнительных кадровых, материально-технических, финансовых, организационных ресурсов достижения поставленной цели.
В рамках запланированных мероприятий «первой ласточкой» стал практико-ориентированный тренинг-погружение по теме «Креативные методы решения задач по разделу «Электродинамика», проведенный с 1 марта по 3 марта 2017 года на базе гимназии Тюменского государственного университета для обучающихся и педагогов города Тюмени и Тюменской области. В этом мероприятии приняли участие 28 учащихся и педагогов. Занятия проводил Сергей Николаевич Дегтярев, директор Гимназии ТюмГУ, учитель физики, доктор педагогических наук.
Учебно-методический план занятий был реализован на 18 учебных часов согласно рекомендациям Центральной предметно-методической комиссии по физике для проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 учебном году. Обязательные и дополнительные формы работы включали: лекционный материал, практикумы по решению задач в группах (аудиторные занятия), выполнение домашних заданий, самостоятельный анализ решенных в группе задач, анализ затруднений и индивидуальные консультации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п |
Тема |
Содержание учебных занятий |
|
«Потенциал и напряженность электрического поля. Работа поля» |
Свойства полупроводникового диода, прямое и обратное включение диодов, вольт-амперная характеристика реального и идеального диода, пороговое напряжение идеального диода, закон Джоуля-Ленца для идеального диода, мостовая схема соединения диодов. Относительный и абсолютный потенциалы, разность потенциалов, связь напряженности и напряжения, работа по перемещению заряда в однородном и неоднородном поле, энергия взаимодействия зарядов. Решение задач на установление взаимосвязей характеристик электрического поля и кинематических характеристик. |
|
«Поле системы зарядов. Принцип суперпозиции» |
Суперпозиция напряженности электрического поля, суперпозиция электрического потенциала, электрическое поле системы зарядов, напряженность и потенциал точечного заряда, заряженной пластины и сферы, поле конденсатора, электроемкость, поверхностная плотность заряда. Решение задач аналитическим и графическим способами на определение результирующих характеристик налагаемых друг на друга электрических полей, на установление взаимосвязей электростатических и механических характеристик физических явлений. |
|
«Действие законов сохранения в электрических цепях» |
Потенциальная энергия электрического поля, связь изменения потенциальной и кинетической энергии и работы, тепловая энергия, закон Джоуля-Ленца, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, работа источника тока. Решение задач на применение законов сохранения энергии и заряда и анализ их взаимосвязи с работой электрического поля или внешних сил. |
|
«Правила Кирхгофа. Электрические цепи с конденсаторами» |
1-е и 2-е правило Кирхгофа (правило токов, правило напряжений) для замкнутого контура, последовательное и параллельное соединение конденсаторов, энергия электрического поля конденсатора, электроемкость плоского конденсатора. Решение задач на использование правил Кирхгофа для расчета электрических характеристик (токов, напряжений) сложных электрических цепей, содержащих различные соединения конденсаторов. |
|
«Электрические цепи с механическими элементами» |
Понятия работы, мощности, энергии в механике и электродинамике, полный закон сохранения энергии, положительная и отрицательная работа источника тока, работа при постоянной и переменной разности потенциалов. Решение задач на использование закона сохранения энергии в электрических цепях, содержащих процессы перемещения ее элементов (пластин конденсатора, диэлектриков). |
|
«Диоды в электрической цепи» |
Свойства полупроводникового диода, прямое и обратное включение диодов, вольт-амперная характеристика реального и идеального диода, пороговое напряжение идеального диода, закон Джоуля-Ленца для идеального диода, мостовая схема соединения диодов. Решение задач на расчет электрических цепей с диодами, преобразование электрических цепей (построение их упрощенных эквивалентных аналогов). |
На итоговом занятии участники практико-ориентированного тренинга отметили безусловную пользу от таких погружений, проводимых в среде академической гимназии Тюменского государственного университета. Выход за границы школьного курса физики оказался полезным для обучающихся и учителей.
В качестве предложений полезно было бы предусмотреть выпуск методических рекомендаций и заданий для подготовки к региональному этапу олимпиады, включая авторские задачи, которые составили сами участники проекта.
Т.В. Перегонцева, методист отдела учебно-методической работы
управления по реализации программ и проектов МАОУ ИМЦ г. Тюмени.