Новости
Каким должен быть современный учитель? В концепции модернизации российского воспитания отмечается важность образованных и нравственных людей, способных решать серьезные вопросы. Они должны уметь работать в команде, отличаться мобильностью и энергичностью. Готовность к переменам, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Возникновение у педагога синдрома профессионального выгорания является одной из наиболее существенных преград к творчеству, профессионализму и самореализации педагога.
В чем причина эмоционального выгорания педагога? Профессия учителя относится к той категории профессий, в которых много и интенсивно общаются с другими людьми, что подразумевает наличие эмпатии и высокого уровня ответственности при общении. Педагог не может выбирать тех, с кем он взаимодействует, открыто высказывать свое недовольство. Процессы модернизации и информатизации общества затрагивают, в первую очередь, сферу образования. Педагоги вынуждены осваивать огромное количество информации по дисциплине, знания необходимо обновлять чуть ли не каждую неделю. Изменения в образовательных программах влечёт за собой рост документооборота, что создаёт дополнительную нагрузку на педагога и занимает большую часть рабочего времени.
Результатом хронического стресса становится состояние выгорания, которое характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается как усталость. Не всегда психологическое и физическое состояние оценивается объективно. Признаки эмоционального или профессионального выгорания:
- падение общего тонуса организма;
- снижение интереса к работе и жизни;
- резкое изменение качества коммуникации (с коллегами, учениками);
- безразличное отношение к окружающим;
- ухудшение качества работы, невозможность увидеть ошибки в работе и невнимательность;
- неуверенность и чувство профессиональной некомпетентности;
- неудовлетворенность рабочими задачами и результатами; отсутствие инициативности.
Как педагогу избежать эмоционального выгорания?
- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
- Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
- Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
- Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
- Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
- Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
Педагогами-психологами МАОУ гимназии № 49 Мочаловой А.С. и Мавлютовой Д.Р. разработан тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания https://disk.yandex.ru/d/jlAKoYBc9VKrZg. Тренинговые упражнения и техники помогут педагогам оценить удовлетворенность во всех областях жизни, найти баланс, который позволит чувствовать себя здоровыми, наполненными жизненными силами, энергичными, активными, уверенными.
Ответственный за размещение информации Кругова Л.В.,
педагог-психолог отдела воспитания и социализации
МАУ ИМЦ города Тюмени