Новости
«Как подготовить ребенка к школе?» и «Что должен знать будущий первоклассник?» – вопросы, которые всегда волнуют родителей и широко обсуждаются в педагогическом сообществе.
Начало обучения в школе – это сложный и ответственный момент в жизни каждого ребенка и всей семьи. Получая новый социальный статус, вчерашний дошкольник проходит процесс адаптации, от которого зависит его дальнейшее обучение.
Вопросы преемственности дошкольного и начального образования обсудили в рамках «круглого стола», который прошел в городском департаменте образования 30 ноября.
Участники – педагоги школ и детских садов, методисты и представители родительской общественности, сошлись в общем мнении, что ключевым моментом в процессе преемственности между звеньями системы образования является степень готовности ребенка к обучению в школе.
Часто родители уверены, что основная подготовка заключается в том, чтобы обучить ребенка грамоте. Однако психологи не согласны с данным утверждением.
«Федеральные стандарты дошкольного образования не нацелены на то, чтобы научить писать или читать. Самое главное - сформировать у ребенка социальные навыки, чтобы он получал удовлетворение от собственной деятельности, чтобы мог анализировать и классифицировать полученную информацию, обладал навыками самоорганизации и самостоятельности. Социальные навыки пригодятся ребенку в школе при общении не только со сверстниками, но и с учителем. Дошкольник должен уметь налаживать отношения, знакомиться, просить о помощи, помогать и работать в группах», - считает Людмила Кругова, педагог-психолог Информационно-методического центра города Тюмени.
Безусловно, особую роль в адаптации ребенка к школе играют родители. Именно поэтому педагоги предложили расширить спектр мероприятий, направленных на просвещение родительской общественности по данной теме.
«В работе с родителями необходимо уделять больше внимания вопросу подготовки ребенка к школе. Возможно организовать дискуссионные клубы, школы для родителей будущих первоклассников, чаще приглашать на родительские собрание психологов и учителей начальных классов. Также на официальных сайтах дошкольных учреждений необходимо организовать интернет-консультации психологов, тематические рубрики «Вопрос-ответ», где родители смогут пообщаться со специалистами и задать все интересующие вопросы по данной теме», - считает Любовь Гнусарева, заместитель директора городского департамента образования.
Успешная адаптация ребенка к школьному обучению также во многом определяется созданием организационных условий. Так, для дошколят проводятся экскурсии по школе, ребята знакомятся с учебной и общественной жизнью старших товарищей. Первые два месяца у первоклассников проводится три урока в день по 30-35 минут. Остальное учебное время заполняется прогулками с развивающими играми. «В этот период во многих тюменских школах практикуется обучающая программа «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукермана. Замечательный курс-тренинг, где детям в игровой форме объясняются правила поведения в школе, общения с учителем и школьной работы», - рассказывает Наталья Жилина, методист Информационно-методического центра города Тюмени.
Также наиболее эффективной формой работы в данном направлении остается взаимодействие между воспитателем и учителем. В рамках городского проекта «Навстречу друг другу» в течение учебного года организуется взаимное посещение открытых уроков и занятий, где педагоги знакомятся с методами и формами работы в школе и детских садах. На сегодняшний день в проекте приняли участие более 700 педагогов.
Пресс-служба департамента образования
Администрации города Тюмени