Новости
Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдём у них завтра.
Джон Дьюи, американский философ
В ноябре 2019 года на базе МАОУ СОШ № 48 города Тюмени состоялись обучающие курсы «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС. Использование кейс-метода как технологии деятельностного подхода в рамках ФГОС».
Участниками мероприятия стали более 30 педагогов из 20 образовательных организаций города Тюмени.
Введение новых стандартов – это веяние времени. Когда-то Френсис Бэкон, английский философ, писал: «Время есть величайший из новаторов».
Новые образовательные стандарты предполагают совершенствование урока как основной формы организации обучения. Поэтому педагогу важно найти на уроке индивидуальный подход к ученику: нужно мотивировать школьника к учёбе, сформировать у него умение и желание учиться.
На мероприятии были выделены основные этапы: проектирование современного урока, системно-деятельностный подход, кейс-метод в образовательной деятельности, так как использование учителем на уроке современных подходов и технологий способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: информационных, коммуникативных.
Системно-деятельностный подход позволяет внедрить в образовательную деятельность активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учеников, активизации мышления, и предполагает включение школьников в самостоятельную учебную деятельность.
На курсах был показан и обобщён опыт работы учителей технологии и изобразительного искусства МАОУ СОШ № 48 города Тюмени. Педагоги представили подходы к организации образовательного процесса, внедрения педагогических технологий, которые способствуют продуктивному обучению и направлены на развитие личности, формирование универсальных учебных действий учащихся.
Практическая часть была представлена мастер - классами по темам: «Метод кейсов в организации профориентационной работы. Специфика фандрайзинга для разных типов проекта» (Оселедько Т.Л., Вакурина Е.В., учителя технологии), «Арт-терапевтические возможности в работе с детьми с ОВЗ на уроках» (Бурнашова О.Э., Валынкина Н.А., учителя изобразительного искусства).
Как средство реализации деятельностного подхода в обучении используется один из интерактивных методов – кейс - метод, метод конкретных ситуаций – набор практических жизненно важных ситуаций, подлежащих анализу. Одним из способов проверки знаний являются ситуационные задания, позволяющие в условной обстановке решать конкретные реальные задачи, которые должны заключать в себе описание практической проблемы. При анализе ситуаций выдвигается проблема, где идёт самостоятельная поисковая деятельность. Этот метод связан с проблемным обучением.
Возможности предмета технологии в применении кейс-метода на разных этапах урока, создание проблемных ситуаций, организация практической деятельности, которые позволяют актуализировать знания и повышение мотивации к обучению, показали Ерцкина П.Е, Мемлина О.В., учителя технологии МАОУ СОШ № 48 города Тюмени. В своё время Бернард Шоу утверждал, что «единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность».
Интересный метод реализации кейс-технологии – игровое проектирование, включающее проекты разного типа, продемонстрировали Кириченко В.Н., Гильмитдинов Р.Р., учителя технологии.
Педагоги отметили актуальность проектной деятельности, в процессе которой школьники создают продукт, отрабатывают коммуникативные компетенции, способы проектирования и принятие решений.
В своих выступлениях участники мероприятия немаловажную роль отводили технологической карте урока; представлению алгоритма действий по развитию универсальных учебных действий при работе с кейсом.
Учителя утвердились в мысли о том, что кейс-метод даёт возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. При этом обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил, терминов на уроках, при использовании кейс-технологии формируются и социально-трудовые компетенции. По мнению Э. Ловелла, «учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете, когда они отправлены, но никогда неизвестно, когда они будут получены и в каком виде».
Обучающие курсы получили высокую оценку со стороны участников, о чём говорит лист обратной связи по эффективности проведения мероприятия. Присутствующие отметили, что внедрение системно-деятельностного подхода, современных интерактивных методов обеспечивают прочность знаний, творчество, фантазию, коммуникабельность, ценность индивидуальности, акцент на деятельность, высокую мотивацию.
В стихотворении Самуила Яковлевича Маршака очень хорошо отражена потеря мотивации к учёбе у школьников:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»
Если педагог хочет быть успешным в XXI веке – веке перемен, современных педагогических технологий и, самое главное, нового поколения, необходимо «бежать» вдвое быстрее, чтобы не оказаться позади наших учеников, вместе с ними сделать самое главное открытие в современном мире – открытие самих себя.
Агеева Галина Владимировна, методист МАУ ИМЦ