Новости
Уже стало традицией участие школьных библиотекарей в региональном фестивале проектов «Книги открывают сердца», который организует и проводит ГАОУ ТО ДПО «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования».
Цель фестиваля - привлечение внимания к проблемам чтения, повышение престижа чтения, книги и литературы среди школьников и родителей.
Задачи фестиваля: совершенствование проектной деятельности школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей; выявление лучших практик по популяризации чтения среди обучающихся, родителей, жителей региона; распространение библиотечного инновационного опыта работы и содействие развитию социального партнерства библиотек с различными учреждениями и организациями.
На фестиваль - конкурс, посвященный 200-летию Ф.М. Достоевского, было представлено 12 проектов от школьных библиотек города Тюмени (МАОУ СОШ №№ 5, 7, г.12, 30, 32, 40, 65,67, л.81, 92, ЧОУ ПГ).
В номинации «Расширяя горизонты» библиотечные проекты должны были раскрыть деятельность школьных библиотек с социальными партнерами, развитие семейного чтения.
В номинации было представлено два проекта библиотекарей города Тюмени.
Тозик Г.П., педагог-библиотекарь МАОУ г. № 12 города Тюмени, через проект «Политехническое образование - путь к инженерным профессиям» показала работу библиотеки по пропаганде инженерных специальностей. Педагог-библиотекарь совместно с городскими библиотеками осуществляла мини-проекты по популяризации научно-технических изданий для школьников. Учащиеся оформляли книгу «Наши родители - инженеры», посещали кружок любителей научно-популярной книги, участвовали в квестах по развитию исследовательской деятельности.
Автор проекта «Книга «Портрет души» Плесовских М.П., педагог-библиотекарь МАОУ СОШ № 7 города Тюмени, поставила цель – создать сборник детских произведений. В проекте приняли участие 20 учеников – писателей, сказочников и поэтов. Авторы – второклассники описывают героев - животных, а более старшие дети пишут о своих друзьях, знакомых, родственниках, раскрывая характер героев.
В номинации «Параллельный мир» были представлены сетевые проекты, основанные на использовании компьютерных технологий и цифровых сервисов. В проектах создавались интернет-викторины, цифровые коллекции, использовались электронные ресурсы Президентской библиотеки (Санкт-Петербург), мультимедийного исторического парка «Россия - Моя история»), книги Ф.М. Достоевского.
Традиционные методы популяризации чтения не теряют своей актуальности, однако постепенно уступают место новым технологиям, нацеленным на качественно новые способы восприятия, понимания, осмысления, анализа и представления литературного произведения. Важным этапом в процессе мотивации читательского интереса является выбор определённой технологии, обеспечивающей эффективное привлечение к чтению литературы.
Сетевой формат не заменяет информационное пространство школьной библиотеки, а лишь открывает новые возможности для стимулирования читательской активности.
В проектах участников фестиваля представлены новые формы взаимодействия с читателями: онлайн-викторины, веб-квесты, сайты, электронные читальные залы библиотек, использование платформы padlet.com, социальная сеть «В Контакте», электронные путеводители и др.
Проект «Использование ЭФУ в режиме дистанционного образования: опыт инновационной практики школьной библиотеки в 2018-2020 гг.» (автор Баева Н.В., педагог-библиотекарь МАОУ СОШ № 40 города Тюмени) показал, что электронный учебник - уникальный образовательный продукт, использование которого способствует достижению лучших образовательных результатов с меньшими усилиями и затратами. Электронный учебник можно использовать по разным сценариям: как во фронтальной работе учителя с классом, так и в самостоятельной учебно-познавательной деятельности ребёнка по индивидуальной траектории.
Проект «Библиотечный урок «Космос Достоевского» (автор Хотнянская Н.В., педагог-библиотекарь МАОУ СОШ № 30 города Тюмени) показал, как глубок и безграничен мир Достоевского. Цель проекта - расширить и систематизировать знания обучающихся 10 классов об особенностях мировоззрения и своеобразии творчества Ф.М. Достоевского через проведение ассоциативной аналогии с космической тематикой. Десятиклассники использовали ресурсы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина.
В номинации «Время читать» библиотечные проекты направлены на продвижение культуры чтения посредством оформления книжных выставок, презентаций, буктрейлеров, организации праздников книги, викторин, игр, циклов мероприятий и т.п.
В этой номинации участвовали 9 школьных библиотекарей города Тюмени, представляя 7 проектов.
Фадеева О.В., педагог-библиотекарь МАОУ СОШ № 65 города Тюмени, представила на фестиваль два проекта.
Цель первого проекта - расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Педагог-библиотекарь считает, что мы многого не знаем о блокаде Ленинграда. Не все документы, связанные с историей Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, нам доступны. В проекте «Я говорю с тобой из Ленинграда…» используются материалы из архивных данных и очевидцев, тех, кому пришлось испытать все ужасы блокады. Книги во время войны помогали найти решение насущных проблем, согревали и утешали, заставляли мечтать и улыбаться. В нечеловеческих условиях блокадного Ленинграда книги помогали взрослым сохранять человеческий облик, а детям – оставаться детьми.
Еще один проект О.В. Фадеевой – «Достоевский в Сибири» - знакомит с творчеством писателя. Каждое из произведений Достоевского несёт отпечаток его биографии. Один из самых сложных периодов в жизни писателя – это ссылка в Сибирь. По пути на каторгу, в Омск, Фёдор Достоевский побывал в Тобольске и Тюмени. Об этом периоде необходимо говорить с читателями, показывать, как повлияла каторга на взгляды и мысли писателя
Книжная выставка «Самый трудный в мире классик»
в библиотеке МАОУ СОШ № 65 города Тюмени
Особое внимание на фестивале было уделено чтению – сложному интеллектуальному процессу, без которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший фактор формирования и развития личности. Без серьезного чтения мощь современной компьютерной техники оборачивается для человека не только благом, а угрозами и рисками, опасностью манипулирования сознанием людей.
Для учащихся 5-6 классов в МАОУ СОШ № 67 города Тюмени был реализован проект «Книжное царство - мудрое государство» (автор - Шалина С.В., педагог-библиотекарь).
А проект «Книга+Я» педагога-библиотекаря МАОУ СОШ № 92 города Тюмени Имановой Е.А. нацелен на приобщение обучающихся к чтению книг и библиотеке через организацию совместной деятельности. С этой целью в проекте предполагалось использование, моделирование и варьирование разнообразных форм и методов и приёмов работы с текстом: «Мозаика», «Реконструкция текста», «Чтение с остановками», «Чтение отрывка к иллюстрации», «Работа с вопросником», «Написание творческих работ», «Синквейн» и т. д.
Школьные библиотекари Прокопьева В.И. и Франк С.А. МАОУ лицея № 81 города Тюмени разработали программу «Возрождение» для обучающихся 5-7 классов. Педагоги-библиотекари считают, что у современных подростков отсутствует мотивация к чтению и читательский спрос, они не знают где брать книги и как их использовать. Поэтому при разработке программы библиотекари сочетали как стандартные, так и инновационные формы проведения библиотечных мероприятий с использованием компьютерных технологий и цифровых сервисов. В этом случае библиотечный урок, в сочетании с применением ресурсов электронных библиотек, будет восприниматься с большей привлекательностью, чем классический библиотечный урок. Библиофреш (обзор литературных новинок) будет необычным, если проводить его будут сверстники, а вместо стандартных рекомендаций о книге будет выпущен интерактивный буклет, созданный с помощью компьютерных программ.
Библиотекари МАОУ СОШ № 5 города Тюмени - Федорова Н.С., Яковлева Л.Е. - решили организовать и реализовать проект для начальной школы по созданию книжек - малышек «Делаем книгу своими руками. Книги – юбиляры 2021 года». Сделать книжку самому для ребенка особенное удовольствие, ведь сделанное своими руками всегда имеет значение.
Самодельная книжка – продукт фантазии ребёнка, его воображения. Во время изготовления книги ребёнок общается со взрослыми, открываются большие возможности для совместной продуктивной деятельности.
Выставка книжек-малышек «Книги – юбиляры 2021 года»
в библиотеке МАОУ СОШ № 5 города Тюмени
Для гимназистов Православной гимназии города Тюмени образовательный проект «Достоевский и Некрасов о бедных, униженных и оскорбленных», разработанный педагогом - библиотекарем Кузнецовой Л.А., был направлен на повышение уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Школьная газета – это важное средство общения между учениками, это школьная жизнь в самом широком смысле. Она помогает сформировать гражданскую позицию, воспитать любовь к родному краю, его истории и культуре, приобщает к литературно-исследовательской работе, развивает творческие и коммуникативные способности ребенка. Поэтому проект «Школьная газета как условие для реализации творческого потенциала обучающихся» (автор Михеева А.Г., педагог-библиотекарь) с успехом реализован в МАОУ СОШ № 32 города Тюмени.
Подводя итоги фестиваля, следует отметить, что все конкурсные работы оценивались в соответствии с критериями, заявленными в Положении о проведении Фестиваля.
Победителями и призерами фестиваля «Книги открывают сердца» стали и школьные библиотекари города Тюмени.
В номинации «Время читать» первое место получила Фадеева О.В., педагог-библиотекарь МАОУ СОШ № 65 города Тюмени, за проект «Я говорю с тобой из Ленинграда...». В номинации «Расширяя горизонты» третье место заняла Плесовских М.П., педагог-библиотекарь МАОУ СОШ № 7 города Тюмени, за проект «Книга «Портрет души».
Все материалы лучших проектов размещены на сайте ГАОУ ТО ДПО ТОГИРРО: togirro.ru.
Поздравляем всех участников и победителей! Уверены, что конкурс будет продолжаться и развиваться далее.
Ответственный за размещение информации:
Лапшина Ирина Юрьевна, методист МАУ ИМЦ г. Тюмени