Новости
От чего зависит психологическая атмосфера в классе и школе?
Что является основой психологического благополучия в семье?
В первую очередь, конечно, оттого, как построены взаимоотношения между классным руководителем и ребятами, насколько безопасными и благополучными являются взаимоотношения родителей и детей в каждой семье.
Как научить детей понимать друг друга?
Можно ли сделать так, чтобы в классном руководителе ребята видели старшего, полноправного члена создавшегося детско-взрослого сообщества, а не чуждого и непонятного для детей человека, руководящего их классом?
Ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся развития детско-взрослых сообществ, прозвучали 28.10.2020 на площадках сетевого сообщества «Психология в образовании».
Задача школы показать каждому ребенку все богатство социально значимых сообществ, чтобы он участвовал в них, выбирая значимые и наиболее интересные для него. Одной из важнейших задач психологического просвещения учителей и родителей в вопросах построения и развития детско-взрослых сообществ является ознакомление их со способами правильного общения с детьми. Для этого необходима организация психологической поддержки, создание в семье и школе благоприятного психологического климата.
Педагоги-психологи МАОУ СОШ №№ 7, 27, 48, 72, гимназии № 12 подготовили и провели вебинары для педагогов-психологов общеобразовательных организаций, представили теоретический и практический материал в формате дистанционных мастер-классов, семинаров-практикумов.
О том, как построить взаимодействие педагогов со школьниками, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и чтобы был создан позитивный фон его саморазвития, в онлайн-беседе рассказала Суббач Яна Игоревна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 72 города Тюмени.
Какие же три основных условия должны быть соблюдены?
Во-первых, учеба не должна доминировать настолько, чтобы затмевать другие формы жизнедеятельности ребёнка. Развитие ребенка должно быть гармоничным и природосообразным (что, к большому сожалению, часто расходится с установками, на которых строится традиционное школьное обучение);
Во-вторых, ребенок должен найти возможности, пространства и формы достижения своей успешности, и это станет стимулом его саморазвития. Роль педагогов состоит в оказании поддержки ребёнку;
В третьих, для достижения открытости ребенка необходимо обеспечить открытое пространство жизнедеятельности детей.
Нарушение взаимоотношений подростков и родителей является актуальной темой для многих семей. Педагог-психолог МАОУ СОШ № 48 города Тюмени Насырова Индира Анваровна обозначила основные проблемы, которые часто озвучивают родители: «стало трудно договариваться», «он ничего не хочет, ему ничего не интересно». В свою очередь подростки высказывают претензии в адрес родителей: «родители меня не понимают», «постоянно орут и не хотят слышать меня». Подобные взаимоотношения способствуют закреплению у каждого из участников негативных установок по отношению друг к другу, что никак не способствует созданию благополучного и безопасного психологического климата в семье. Индира Анваровна представила в своём выступлении пять принципов родительства, соблюдение которых обеспечит укрепление и стабильность детско-родительских отношений:
1.Все ОК (с ребенком все в порядке, его не нужно чинить. в него нужно верить).
2. Человеком движет всегда положительное намерение. Задача - видеть истинную мотивацию.
3. Ребенок делает лучший выбор из возможного. Помочь ему выбрать другую стратегию на будущее.
4. Ресурсы у ребенка есть. Задача взрослых видеть потенциал.
5. Ребенок неизбежно меняется. Развитие непрерывно.
Всегда ли у взрослых, родителей, учителей, хватает собственных ресурсов, чтобы не просто оказать ребёнку помощь и поддержку, но и всегда оставаться для детей путеводной звездой, которая приведёт его к успеху; взрослым другом, готовым выслушать, не оценивая и не обвиняя; защитой, к которой ребёнку захочется обратиться всегда, когда мир вокруг становится непонятным или враждебным. Как обеспечить ресурсом себя, взрослого? Ведь недаром в самолёте взрослый должен вначале обеспечить защитными средствами себя, а потом ребёнка. Так и в детско-взрослом сообществе, усталый, выгоревший эмоционально родитель и учитель вряд ли сможет стать для ребёнка опорой и поддержкой.
О способах обратить внимание родителей на себя, на свою личность, на свои сильные стороны и возможности восполнения жизненных ресурсов шла речь на мастер-классе Середкиной Инны Анатольевны, педагога-психолога МАОУ СОШ № 27 города Тюмени. Инна Анатольевна поделилась приёмами и упражнениями, которые могут быть использованы классными руководителями в работе с родителями обучающихся.
На мастер-классе педагога-психолога МАОУ гимназии № 12 города Тюмени Коноплиной Людмилы Петровны и педагога-психолога МАОУ СОШ №7 города Тюмени Степановой Ирины Викторовны педагоги-психологи познакомились с техникой применения ассоциативных метафорических карт в работе с собственными ресурсами, получили в свою копилку несколько упражнений для работы с педагогами и родителями обучающихся. Упражнение «Живой дом» позволяет диагностировать восприятие психологического пространства семейных отношений. Одним из предложенных методов работы педагога-психолога является применение притчи в работе с обучающимися, педагогами и родителями. Рассуждение после прослушивания или прочтения притчи зачастую помогает осознать скрытые проблемы и найти их решение.
Ответственный за размещение информации:
Кругова Людмила Викторовна, педагог-психолог МАУ ИМЦ г. Тюмени