Виртуальный методический кабинет → Методический кабинет педагога-психолога Стрижак Н.Ю.
Профильные педагогические классы
Профильные педагогические классы
Аналитические материалы по результатам проведения муниципального профориентационного мониторинга в общеобразовательных организациях города Тюмени в 2021 – 2022 учебном году
Составитель: Стрижак Н.Ю.,
педагог-психолог отдела воспитания
и социализации МАУ ИМЦ г. Тюмени
На основании письма директора МАУ ИМЦ г. Тюмени от 05.03.2022 № 385 «О проведении профориентационного мониторинга» с 09.03.2022 по 18.03.2022 проведен муниципальный профориентационный мониторинг.
В этой связи, итоги мониторинга по профориентации позволяют получить информацию об оценке уровня жизненной и временной перспективы личности, о 10 системообразующих и приоритетных качествах, которые определяют и характеризуют жизненную и временную перспективу личности современных подростков:
- четкость целей
- четкость ценностных ориентаций
- трудолюбие
- творческое отношение к делу
- способность к риску
- стрессоустойчивость
- независимость
- способность быть лидером
- желание к непрерывному профессиональному росту
- стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда
В мониторинге: «Исследование жизненных и временных перспектив личности (ЖВПЛ)» приняли участие 8619 (в 2021 году 6866) обучающихся 8 классов и 5068 (в 2021 году 4324) обучающихся 10 классов города Тюмени из 50 ОО: г.1, 2(веч.), 5, г.5, 7, 9, г.12, 13, 15, г.16, 17, г.21, 22, 25, 26, 27, 30, 32, л.34, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 45, 48, г.49, 51, 52, 58, 60, 62, 63, 65, 67, 68, 69, 70, 72, 73, 77, л.81, г.83, 88, 89, 92, л.93, 94, ГРК, что составило 86% от числа всех обучающихся в 8 и 10 классах этих ОО.
- По итогам тестирования было выявлено, что «размытые цели и непроявленные ценностные ориентации» у обучающихся 8 класса – 14,75% (в 2021 году 15,03%), 10 класса – 11,01% (в 2021 году 12,21%);
остановленное «саморазвитие и неумение выстраивать образ будущего» у обучающихся 8 класса – 36,09% (в 2021 году - 32,61%), 10 класса – 33,17% (в 2021 году - 27,84%);
низкий и ниже среднего уровень саморазвития проявился у половины восьмиклассников ОО №№ 13, 27, 30, 51, 58, 65, 68, л.81 и десятиклассников ОО №№ 25, 41, 58, 73, л.81;
отсутствует «профессиональный интерес» у обучающихся 8 класса – 44,58% (в 2021 году 41,3%), 10 класса – 40,53% (в 2021 году 33,02%);
- «профессиональный интерес» отсутствует у половины десятиклассников ОО №№ 2(веч.), 7, 22, 27, 30, 37, 38, 41, 45, 51, 60, 67, 68, 73, 92.
Отсутствие «стремления к качественному результату» массово проявили обучающиеся 10 классов ОО № 30 (72,41%); № 73 (66,67%); № 51 (64%); № 37 (63,04%); № 38 (62,22%); № 27 (61,22%)
и обучающиеся 8 классов ОО №№ 58, 30, 67, 27, 65, 51, 37, г.16 (соответственно 79,07%; 77,68%; 74,05%; 65,88%; 64,8%; 64,71%; 63,01%; 62,63%).
Не стремятся к «высокому качеству конечного продукта» - 1/4 часть обучающихся 10 классов
- ОО № 40 (28,41%); № 62 (26,67%); № 27 и № 30 (26%); № л.81 (22,83%); № 22 (20,14%); № 2 (веч.) (18,12%);
- и более 1/3 обучающихся 8 классов ОО №№ л.81, 40, 70, 63 (соответственно 42,04%; 31,25%; 26,01%; 24,17%).
- Выше среднего и высокие результаты выявлены по следующим показателям:
- «четкие цели, ценностные ориентации и образ своего будущего» у обучающихся 8 класса – 56,96% (в 2021 году 55,72%), у обучающихся 10 класса 66,24% (в 2021 году 65,36%).
- «Наличие ценностных ориентаций» выражено более чем у 70% (в 2021 году 70%) обучающихся 8 классов ОО №№ 2(веч.), 13, 15, г.16, 30, 37, 43, г.49, 52, 62, 69, 70, 89, л.93, 94 и у более чем 90% обучающихся 10 классов ОО №№ 7, 30, л.34, 38, 70, 73, л.93.
- «Непрерывное саморазвитие и умение выстраивать образ своего будущего» выражен более чем у 50% восьмиклассников из ОО №№ 2(веч.), г.5, 22, 69, 70, 89, ГРК и 70% десятиклассников из ОО №№ г.5, 26, 73, 89, ГРК.
- Средний показатель по городу Тюмени низкий: соответственно 26,21% и 32,18% в 8 и 10 классах (в 2021 году 28,15% и 34,97%).
- «Профессиональный интерес» выражен у более 50% восьмиклассников из ОО №№ г.5, г.21, 43, 52, 69, 70, 89, ГРК и десятиклассников из ОО №№ г.5, 5, г.21, 42, 52, 70, 89, ГРК.
- Средний показатель по городу Тюмени низкий: соответственно 23,9% и 31,04% (в 2021 году 26,32% и 35,94% соответственно).
- «Стремление к качественному результату» массово проявили обучающиеся 8 классов ОО №№ 2 (веч.), г.5, 5, 7, 9, 13, г.21, 26, 27, л.34, 43, 45, 48, г.49, 51, 52, 58, 62, 67, 68, 69, 70, 73, 89, л.93, 94, ГРК и 70% и более обучающихся 10 классов ОО № г.5, 5, 9, г.16, 17, 26, 38, 43, 45, г.49, 58, 62, 67, 68, 70, 88, 89, л.93, ГРК.
- Средний показатель по городу Тюмени соответствует среднему уровню: соответственно 47,23% и 56,81% (в 2021 году 45,81% и 55,92%).
- Благополучная ситуация по созданию условий для формирования жизненных и временных перспектив личности (ЖВПЛ) обучающихся 8-х и 10-х классов была отмечена в ОО№№ г.5, 17, г.21, 70, 89, ГРК (в 2021 году в г.21, 41, 58, 67, 77, 89, л.93).
Жизненная перспектива - концепция жизненного пути личности, возможности самой личности, которые складываются в настоящем и должны осуществиться в будущем; целостная картина будущего в сложной и противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает свою социальную значимость и смысложизненные ориентации»; самопроекция человека в будущее, которая отражает свою систему ценностей и мотивов и одновременно как бы выходит за пределы личной мотивационной иерархии; то есть ее составляющими будут жизненные цели.
Временная перспектива – полная совокупность представлений индивидуума о своем психологическом будущем и психологическом прошлом, существующих в данный момент времени.
Перед выпускниками школ стоит серьезный выбор своего жизненного пути, постановка целей, другими словами, профессиональное самоопределение. Данный выбор взаимосвязан со смысложизненными ориентациями и жизненными перспективами выпускников.
В этой связи, итоги мониторинга по профориентации позволяют получить информацию об оценке уровня жизненной и временной перспективы личности. Чтобы удержаться на рынке труда, специалист должен проявлять гибкость и адаптивность, быть готовым менять направление деятельности, постоянно нарабатывать новые навыки и компетенции, причем стараться делать это быстрее, чем раньше.
Приоритетной задачей 2021-2022 учебного года стала работа по созданию условий для постепенного, поэтапного формирования определенных личностных качеств школьника:
- четкость целей
- четкость ценностных ориентаций
- трудолюбие
- творческое отношение к делу
- способность к риску
- стрессоустойчивость
- независимость
- способность быть лидером
- желание к непрерывному профессиональному росту
- стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда
Одной из основных проблем системы воспитания города Тюмени, обозначенных в Муниципальной программе «Развитие образования в городе Тюмени на 2021-2026 годы», является несовершенство форм и методов воспитания потребностям и запросам учащихся, воспитанников и семьи.
Причинами возникновения проблемы являются:
- недостаточно осознанный выбор будущей профессии учащимися и их родителями, не опирающийся на личностные способности и возможности учащихся, а также реальные потребности рынка труда.
- несформированная информационная компетентность обучающихся;
- отсутствие профессиональных специально подготовленных специалистов в области профориентации (профориентологов);
- недостаточное разнообразие видов социальной активности, которые интересны обучающимся.
Городская модель профессиональной ориентации обучающихся не включает системы работы с родителями, влияющими на выбор дальнейшей образовательной траектории своих детей.
При формировании перечня профессиональных проб образовательные учреждения не учитывают представления школьников о профессиях и не обобщают будущие образовательные потребности со стороны обучающихся и их родителей.
Отсутствует система трансляции потребностей Тюменского рынка труда и предприятий в кадрах, что искажает выбор дальнейшей образовательной траектории обучающегося.
На основании вышеизложенного, считаем необходимым заслушать и обсудить данную информацию на заседании методического совета МАУ ИМЦ г. Тюмени, принять к сведению.
Вынести на рассмотрение методического совета (июнь 2022 г.) следующие рекомендации: в срок до 18 ноября 2022 года
1) отделу воспитания и социализации МАУ ИМЦ г. Тюмени
- направить в адрес заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей методических объединений классных руководителей ОО города Тюмени информацию по результатам мониторинга;
- разработать план методических мероприятий для ОО города Тюмени, опираясь на результаты мониторинга (для педагогических работников по категориям должностей, задействованных в воспитательном процессе ОО);
- обеспечить в течение 2022-2023 учебного года информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников ОО города Тюмени, осуществляющих полномочия в рамках реализации профориентационных мероприятий по выявленным проблемам и по основным показателям данного мониторинга.
2) Заместителям директоров по воспитательной работе ОО города Тюмени в срок до 18 ноября 2022 года рекомендовать:
- внести коррективы в планы воспитательной работы (профориентация), обратить особое внимание на показатели мониторинга с низкими результатами;
- организовать мотивационную работу среди руководителей ОО по участию обучающихся в мероприятиях и проектах профориентационной направленности. Кроме того в течение 2022-2023 учебного года обеспечить систематический административный контроль по участию общеобразовательной организации в мероприятиях по показателям мониторинга.
Текущее время требует от школы обновления содержания, форм и методов профориентационной работы, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Считаем, что разработка и реализация комплекса мер позволит создать условия успешного профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся:
1. Поддержание и развитие высокой мотивированности деятельности. Внутренняя мотивация обучающихся - системообразующий компонент, позволяющий достигать высоких результатов и творчески решать поставленные задачи
2. Вовлечение талантливых подростков в исследовательскую работу. Формирование творческих способностей через включение личности в творческий процесс исследовательской деятельности, обеспечивающей более высокий уровень системности знания, исключающий формальный характер его передачи в ходе учебного процесса.
3. Формирование системы ценностей, отражающей гуманистические представления, этические принципы деятельности, моральные нормативы.
4. Обеспечение формирования у обучающегося представления о себе как о субъекте собственной деятельности: (понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей). Помощь обучающимся в формулировании конкретных личностных задач самоопределения (самоопределиться в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями).
5. Помощь в приобретении навыков эффективного взаимодействия и способности к рефлексии.
6.Обеспечение формирования универсальных компетентностей, позволяющих обучающемуся проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные программы (развитие общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности рынка труда, развитии экономики и социальной сферы региона и страны в целом; прогнозирование востребованности специалистов в экономике региона и страны).