Нормативные правовые акты
Родителям рекомендовано представлять в школу карту профилактического медосмотра учащегося и медицинское заключение о принадлежности его к медицинской группе для занятий физкультурой
Такая рекомендация содержится в разъяснениях Минздрава России о новом порядке проведения профилактических медосмотров несовершеннолетних, действующем с 1 января 2018 года, в соответствии с которым отменены предварительные и периодические осмотры детей при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них.
Согласно новому порядку данные о проведении осмотра вносятся в историю развития ребенка и в «Карту профилактического медосмотра»; внесение этих данных в «школьные карты» не предусмотрено.
Кроме того Минздравом России рекомендуется:
- при оформлении информированного добровольного согласия несовершеннолетнего на профилактический осмотр указывать в нем конкретный перечень исследований с учетом возраста ребенка;
- при разработке и утверждении в медицинской организации календарного плана проведения профилактических осмотров детей включать их проведение в первой половине года для детей, планирующих поступление в образовательные организации, а также юношей в год исполнения 15, 16 и 17 лет, в рамках подготовки граждан к военной службе;
- указывать сведения о состоянии здоровья несовершеннолетнего с учетом результатов ранее проведенного профилактического осмотра при оформлении медицинской карты ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов и медицинской справки на несовершеннолетних, поступающих в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.
Разъяснены также основные особенности нового порядка проведения таких медосмотров, среди которых:
- переработка перечня исследований при проведении профилактических медосмотров несовершеннолетних;
- оптимизация учетных форм «Карта профилактического медицинского осмотра», «Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних»;
- возможность проведения профилактических осмотров не только в медицинских, но и в образовательных организациях;
- необходимость утверждать дополнительный (уточненный) календарный план осмотров при изменении числа детей, подлежащих осмотрам;
- оформление информированного добровольного согласия на осмотр заранее - не позднее, чем за 5 рабочих дней до его начала;
- исключен осмотр детей в возрасте 1 год 9 месяцев и в 2 года 6 месяцев;
- результаты рентгенологических исследований учитываются не 3 месяца, а 12 месяцев с момента проведения;
- увеличение в 2 раза - до 20 рабочих дней - максимальной продолжительности I этапа осмотра;
- копия карты профилактического медосмотра направляется в детскую поликлинику по месту жительства ребенка, а также выдается ребенку (его родителю), в том числе для последующего представления в образовательную организацию;
- медицинская организация, проводившая осмотр ребенка, направляет информацию о результатах осмотра медицинским работникам медицинского блока образовательной организации, где обучается ребенок.
Отмечается, что региональные органы власти в сфере охраны здоровья до 15 февраля 2018 года представляют в Минздрав России отчет о профилактических медосмотрах детей за 2017 год, по ранее действовавшей форме.
(Письмо Минздрава России от 29.01.2018 № 15-2/10/2-490 «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утв. приказом Минздрава России от 10.08.2017 № 514н»).
Минздрав России напоминает о полномочиях региональных органов власти по предупреждению преступлений в отношении детей, защите их прав и здоровья
Сообщается, в частности, что органы субъектов РФ:
- разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни;
- принимают меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями;
- создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья;
- устанавливают условия прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, а также оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
В этой связи Минздрав России также напоминает о порядке информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 565н). Кроме того, сообщается, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его представителя допускается в том числе:
- для осуществления уполномоченными органами контроля за исполнением лицами, больными наркоманией, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение, диагностику, профилактические мероприятия или медицинскую реабилитацию;
- в случае оказания наркологической помощи несовершеннолетнему больному наркоманией или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
- в целях расследования несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(Письмо Минздрава России от 29.12.2017 № 15-2/10/1-8708 «О предупреждении преступлений в отношении детей, защите их прав и здоровья»).
С 1 января 2018 года документы о деятельности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе автономных, должны размещаться на сайте bus.gov.ru органом, осуществляющим функции и полномочия их учредителя
Учредитель теперь также вправе передать права по размещению указанных документов государственному (муниципальному) учреждению.
В случае, если документы содержатся в федеральных информационных системах или подлежат в обязательном порядке включению в государственные или муниципальные информационные системы, данные документы подлежат размещению на сайте bus.gov.ru посредством информационного взаимодействия с государственными и муниципальными информационными системами в порядке, установленном Минфином России.
Кроме того, к документам, подлежащим размещению на указанном сайте, отнесены:
- бюджетная смета казенного учреждения;
- решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, о назначении членов его наблюдательного совета или досрочном прекращении их полномочий.
(Федеральный закон от 07.06.2017 № 113-ФЗ).
Роспотребнадзор обращает внимание руководителей хозяйствующих субъектов на необходимость соблюдения гигиенических нормативов температуры воздуха на социальных объектах
В связи с установившейся в ряде регионов РФ низкой температурой воздуха Роспотребнадзором усилен контроль за санитарно-гигиеническим состоянием объектов социальной инфраструктуры: лечебно-профилактическими, образовательными организациями, учреждениями социального обслуживания детей и граждан пожилого возраста, домами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также домами-интернатами для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Роспотребнадзор напоминает, что гигиенические нормативы температуры воздуха в помещениях объектов социальной сферы установлены санитарными правилами СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.3259-15, СанПиН 2.1.3.2630-10, СП 2.1.2.3358-16. Руководители хозяйствующих субъектов должны обеспечить ежедневный контроль за температурой воздуха в помещениях, при несоблюдении гигиенических нормативов безотлагательно принимать меры по обеспечению температурных режимов.
Особое внимание необходимо уделить руководителям организаций, деятельность персонала которых предполагает выполнение работ на открытом воздухе. Необходимо принимать меры к защите работников от переохлаждения. Основными условиями, определяющими продолжительность работы в холодный период года на открытой территории, являются климатический пояс, категория выполняемой работы по величине энергозатрат, температура воздуха и скорость ветра, использование средств индивидуальной защиты, наличие помещений для обогрева, а также наличие регламентированных перерывов на обогрев.
Работающие на открытом воздухе работники должны быть обеспечены комплектом средств индивидуальной защиты от холода, в том числе рукавицами, обувью, головными уборами.
(Информация Роспотребнадзора от 01.02.2018 «Об усилении надзора за соблюдением температурного режима на социальных объектах»).
Величина прожиточного минимума по Тюменской области (без автономных округов) за четвертый квартал 2017 года в расчете на душу населения установлена в размере 10 197 рублей; для трудоспособного населения – 10 744 рублей; для пенсионеров – 8 193 рублей; для детей – 10 390 рублей.
(Постановление Правительства Тюменской области от 30.01.2018 № 20-п).
За грубость работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности
Главное, чтобы в Правилах внутреннего трудового распорядка, других локальных нормативных актах или должностной инструкции сотрудника была закреплена обязанность уважительно относиться к коллегам и посетителям.
К такому выводу пришел Свердловский областной суд. Сходное мнение ранее высказывал Минтруд.
В практике существует и иная позиция. Если работник нарушает нормы этики и морали, это не означает, что он не исполняет трудовые обязанности. Поэтому наказать его за невежливость нельзя.
Чтобы избежать подобных споров, лучше прописать в должностной инструкции, локальных нормативных актах прямой запрет на грубое и некорректное поведение в отношении клиентов и коллег.