Новости
В декабре 2017 года в рамках заседаний рабочих групп была продолжена работа по разработке структуры и содержания индивидуальных стратегий профессионально-личностного развития педагогов ОУ и ДОУ.
В контексте «дорожной карты» по формированию и введению национальной системы учительского роста, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26 июля 2017 г. № 703, эта работа приобретает особую актуальность.
Участниками заседаний рабочих групп стали заместители руководителей общеобразовательных учреждений №№ 1, 27, 32, 62, 70, 89 и дошкольных учреждений №№ 25, 65, 112, 166. В ходе обсуждения вопросов о современных механизмах развития профессиональной компетентности педагогов, ими были высказаны конкретные предложения по организации методической работы с педагогами на основе персонифицированного подхода.
Осмысление личностных особенностей педагогов, профессиональное взаимодействие с ними административных команд, вырабатывающих стратегию развития кадрового ресурса образовательных организаций, позволило выявить проблему недостаточного соответствия подходов к методическому сопровождению развития профессиональной компетентности педагогических работников, форм его организации и механизмов его реализации (коллективно-массовых по своей сути), как профессиональному стандарту педагога, так и ФГОС ОО.
Упомянутая выше «дорожная карта» предусматривает, в частности, дополнение к должностям педагогических работников «в виде дифференцированных в зависимости от состава и уровня сложности выполняемых трудовых функций (действий), обеспечивающих учителю карьерный рост в рамках его профессии» (III раздел, п.19).
На наш взгляд, те умения и способности, которые обеспечивают педагогу готовность к самореализации в профессии, должны стать новой предметностью содержания не только методической работы по развитию его профессиональной компетентности, но и его профессионально-личностному саморазвития, в том числе средствами самообразования.
В разрабатываемой участниками творческих групп матрице, структурными компонентами которой являются индивидуальная стратегия профессионально-личностного развития педагога, индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный план методической работы, педагоги смогут:
- осмыслить профессиональную деятельность как систему и свою роль в ее проектировании и реализации;
- осознать собственные притязания и оценить личный потенциал для их воплощения;
- определить реперные точки профессионально-личностного развития в проекции его жизненных планов;
- спроектировать цели и задачи с ориентацией на ожидаемые и планируемые результаты;
- составить перечень средств/ресурсов (внутренних и внешних), которые могут быть использованы для достижения цели;
- определить вид методического продукта, который предстоит создать в процессе деятельности, спектр возможностей его практического применения, формат его публичной презентации и др.
Участники заседаний рабочих групп высказали мнение об особой значимости образовательного пространства и уклада жизнедеятельности образовательной организации в обновлении механизмов профессионально-личностного развития каждого педагога. От этого во многом зависит качество совокупного кадрового ресурса конкретного педагогического коллектива.
Батюкова Е.И., методист МАОУ ИМЦ г. Тюмени