Новости
В сентябре продолжается работа образовательных учреждений города по повышению квалификации педагогических работников. Практика методической работы демонстрирует разные модели корпоративной системы развития их профессиональной компетентности. Идет поиск действенных механизмов их реализации, апробация инструментов оценки эффективности их использования.
Одним из механизмов профессионально-личностного развития педагогов, применяемым по отношению к каждому педагогическому работнику, является аттестация. Уже в сентябре 2017 года 83 педагога образовательных учреждений города Тюмени пройдут аттестацию
В ходе ее проведения осуществляется всесторонний анализ профессиональной деятельности аттестуемого педагога и оценка уровня его квалификации.
Проведение оценки профессиональной деятельности педагога предполагает анализ качества решения им функциональных задач, уровня его компетентности. Основанием для этого в течение целого ряда лет является специальная методика, разработанная коллективом авторов под руководством В.Д. Шадрикова, академика РАО, доктора психологических наук, профессора, директора института образования НИУ ВШЭ. Авторы Методики рассматривают квалификацию педагога как совокупность шести основных компетентностей:
- в области личностных качеств;
- в постановке целей и задач педагогической деятельности;
- в мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности;
- в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
- в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
- в организации педагогической деятельности.
Методика предполагает обязательное включение в число экспертов специалистов, обладающих компетентностью в области предмета преподавания/конкретной деятельности по должности, на которую аттестуется педагогический работник. При этом к проведению экспертной оценки привлекаются не только внутренние эксперты, но и внешний эксперт. Он обязательно входит в список специалистов, привлекаемых Аттестационной комиссией Департамента образования и науки Тюменской области к всестороннему анализу профессиональной деятельности педагогических работников государственных и муниципальных организаций по городу Тюмени (персональный состав специалистов утверждается на каждый учебный год).
В наступившем учебном году он включает 92 педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Среди них – 17 человек впервые.
Именно для них 20 сентября был проведен практико-ориентированный семинар по теме «Оценка уровня квалификации педагогических работников: сущность подхода, методика, инструменты». Осмысление опыта собственной профессиональной деятельности участниками семинара помогло снять некоторое волнение перед освоением экспертной деятельности. При этом важную роль сыграл опыт работы большинства участников семинара в качестве членов:
- жюри конкурсных мероприятий для педагогов и обучающихся;
- экспертных групп/советов по оценке программ, методических и дидактических материалов, инновационных проектов и т.п., а также по оценке уровня квалификации аттестуемых педагогических работников;
- предметных комиссий по оценке работ обучающихся, выполняемых в ходе государственной итоговой аттестации и др.
Накануне семинара прошли заседания рабочих групп по корректировке листов экспертной оценки уровня квалификации учителей-логопедов, учителей-дефектологов и социальных педагогов. Это в дальнейшем позволит учесть особенности профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников данных должностей.
Батюкова Е.И., методист МАОУ ИМЦ