Новости
Детей нужно учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»
Аристипп, 5-4 вв. до н.э.
Это высказывание прозвучало не один раз в ходе образовательной сессии «Система работы административных команд и педагогических коллективов по формированию функциональной грамотности у обучающихся», которая состоялась 26-27 января 2022 года. Необходимо сказать, что над вопросами формирования функциональной грамотности в школах города Тюмени работают не первый год. Педагогические коллективы большое внимание уделяют развитию таких видов грамотности как читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, финансовая, эмоциональная.
Целевая установка сессии состояла в том, чтобы заместители директоров школ совместно с потенциальными участниками конкурса «Педагог года-2022» в номинациях «Учитель года», «Педагогический дебют» (учитель) увидели опыт работы административно-педагогических команд и практики педагогов по решению профессиональных задач по формированию функциональной грамотности у обучающихся. Не менее важное внимание было отведено такому методическому аспекту как проведение самоанализа учебного занятия педагогом и анализ наставников / заместителей директоров школ.
Образовательная сессия вызвала интерес у педагогов школ города Тюмени. Формат проведения был определен дистанционный. За два дня работы было 359 подключений, т.ч. в первый день – 190, во второй день – 149.
Заместители директоров школы № 15 (Артемчик И.И.), лицея № 34 (Кононенко О.В.. Распутина М.Е.), гимназии № 49 (Бухарова Л.В., Руднева Л.В.) представили систему работы административных команд с обучающимися, с педагогами, включение в эту работу родителей. В своих выступлениях они показали спектр решаемых задач и полученные на сегодняшний день результаты. Кроме того, заместители руководителей подняли такой вопрос как функциональная грамотность педагога, поэтому одним из направлений методического сопровождения в учреждениях является работа по развитию профессиональных качеств учителей. Так как функциональная грамотность педагога - основа формирования функциональной грамотности у обучающихся. По этому поводу высказался британский педагог Майкл Барбер: «Качество образования в школе не может быть выше качества работающих в ней учителей».
В методической части сессии функциональную грамотность рассмотрели в следующих контекстах:
- ее целевого назначения – повышение качества образования. Вопрос «Функциональная грамотность как показатель качества образования» представила Исхакова З.Г., начальник организационно-методического отдела МАУ ИМЦ г. Тюмени;
- ее определяющей роли в овладении ключевыми компетенциями: способность взаимодействовать с окружающим миром, способность решать учебные и житейские задачи, владение рефлексивными умениями, готовность и способность строить отношения. Дополнением к этой части стало выступление учителя истории и обществознания МАОУ СОШ № 15 города Тюмени Булычевой Е.С., которая показала значение формирования социальной грамотности у обучающихся, что нацелено на грамотное освоение и осознанное соблюдение обучающимися законов, норм и правил поведения в обществе в разные периоды жизни.
Практики по решению профессиональных задач были представлены учителями, которые в разных формах (мастер-классы, стендовые уроки, фрагменты уроков, методическая мастерская и др.) и разной тематической направленности, но с основной тематической установкой: показать свои методические приемы по формированию функциональной грамотности, а затем их проанализировать. Это было важно для участников семинара, которые в этом году заявились на участие в конкурсе «Педагог года» в номинациях «Учитель года», «Педагогический дебют» (учитель).
При подготовке сессии организаторы учли такую ситуацию: проведение практик победителями, призерами, обладателями специальных призов конкурса «Педагог года» предыдущих лет, победителями конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, членами жюри конкурсов профессионального мастерства.
В этом плане важным стало включение в программу образовательной сессии выступления Кайль Д.Г., заместителя директора по УВР МАОУ СОШ № 13 города Тюмени с темой «Конкурс профессионального мастерства как площадка для личностного роста педагога». Она является призёром конкурсов профессионального мастерства «Педагог – психолог России - 2007», «Самый креативный психолог России – 2013». Её эмоциональное выступление дало положительный настрой работе участников образовательной сессии и особенно участникам конкурса «Педагог года - 2022».
Кайль Д.Г. рассказала о своем опыте участия в конкурсах от муниципального уровня до заключительного (всероссийского) этапа, о значении конкурсов в профессиональном становлении молодых учителей и профессиональном росте опытных, о многообразии возможностей для учителя реализовать себя в профессиональном плане, о результате своей работы в качестве наставника при подготовке педагогов своей школы на конкурс. Результативным для нее стало участие в городском и областном конкурсе «Педагог года» Букаринова Д.Н., который на данной сессии представляет свой конкурсный мастер-класс. В этом году на конкурс «Педагог года» небольшой коллектив школы № 13 заявил участников в 3-х номинациях.
Анализируя целостность, обусловленность и глубину представленного материла, оптимальность выбранной формы учебных занятий и методических приемов работы, умение акцентировать внимание на главных и самых важных моментах работы с обучающимися, а при анализе – на техниках взаимодействия со слушателями, - есть необходимость перечислить участников и названия их практик:
Мастер-класс «Метод изучения исторических личностей в историческом процессе» - Битдорф А.В., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 15 города Тюмени;
Мастер-класс «Практики формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках обществознания при изучении тематического блока «Право» - Сухих И.А., учитель истории и обществознания, методист МАОУ гимназии № 49 города Тюмени;
Урок «Изменение имен существительных (склонение). Именительный падеж» - Жиделева Е.А., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 15 города Тюмени;
Методический семинар «Использование Google Sites и Core для реализации индивидуального подхода в обучении» - Широкова И.А., учитель иностранного языка МАОУ гимназии № 49 города Тюмени, руководитель МО учителей иностранных языков;
Урок «Методика использования кейсов на уроке обществознания как средство формирования функциональной грамотности (на примере урока «Деньги и их функции»)» - Булычева Е.С., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №15 города Тюмени;
Мастер-класс «Первоклассная газета как средство формирования функциональной грамотности» - Ботто О.Г, учитель начальных классов МАОУ лицея № 34 города Тюмени;
Стендовый урок «Не в деньгах счастье?» - Иванюк Е.В., учитель начальных классов МАОУ лицея № 34 города Тюмени;
Мастер-класс «Работа с исторической картой как средство формирования функциональной грамотности у обучающихся на уроке истории» - Букаринов Д.Н., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 13 города Тюмени;
Фрагмент учебного занятия «Аутентичные материалы как средство формирования читательской грамотности» - Иващенко А.В, учитель истории и обществознания МАОУ лицея № 34 города Тюмени;
Мастер-класс «Мир древностей: далекий и близкий» (4класс) - Тельминова О.А., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 5 города Тюмени.
По окончании сессии ее участники отметили, что работа в прошедшие два дня для них была полезной, методологический аспект углубил теоретические знания; показанный опыт расширил их методическую составляющую, представленные диагностические результаты, практики, приемы и методики стимулировали развитие профессиональных навыков.
Актуальность данного направления работы педагогических коллективов – формирование функциональной грамотности у обучающихся – растет. Объяснение этому процессу дал в свое время российский педагог и психолог Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Актуальность определяется также и тем, что наши школы участвуют в международных исследованиях, в частности в самом масштабном из международных исследований – PISA, которое не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников определения закона Авогадро. Идея другая: школьникам предстоит решать практические задания с соотнесением знаний сразу из нескольких дисциплин, умением мыслить и применять знания на практике.
Успехов нашим ученикам в освоении учебного материала, принятии его как неизмеримой ценности и стремиться соотносить это с практикой!
Педагогам – умение донести до учеников важность каждого элемента знания и научить учеников пользоваться знаниями!
Ответственный за размещение информации:
Исхакова З.Г., начальник отдела организационно-методической работы